Мини Евротур.
В России существует два отпускных бума: новогодний и майский. Если на Новый Год отдохнуть получалось почти всегда, то на майские мы с Сашей не то что ни разу никуда не ездили, но и ни разу толком не отдыхали: то экзамены, то сессия, то работа, то еще какие-то мерзкие делишки. В этом году мы твердо решили хотя бы на половину майских уехать, чтобы хоть ненадолго спрятаться от начинающейся аллергии и хорошенько отдохнуть.
Планировать майские начали заранее - чуть ли не в январе, потому что стоит хоть немного запоздать с покупкой билетов, и даже Сапсан с Питер начинает стоить как авиабилет на Мальдивы. Еще одна причина для раннего выбора поездки - отсутствие визы, не люблю с огнем в попе делать все в последний момент, а виза все таки требует сбора документов, записи в посольство, ну, и ожидания результатов (визу делали французскую).
Весной ничего экстремального и спортивного делать не хотелось, поэтому искали места для спокойного, но в то же время насыщенного отдыха. Мы давно мечтали съездить в Брюгге и Амстердам, а накануне Саше попались фотографии прекрасной Этреты, что и стало центральным пунктом нашей поездки. Самый дешевый перелет попался в Кельн авиакомпанией Победа (это был первый и последний раз), поэтому там было решено взять машину и отправиться в мини евротур: Кельн - Брюссель - Этрета - Руан - Брюгге - Амстердам - Кельн.
Сказав, что мы не планировали ничего экстремального, я покривила душой - мы планировали ехать в два водителя! Мой, можно сказать, первый опыт. Все, кто знают меня давно и хорошо, в курсе какими страданиями мне дались водительские права больше двух лет назад (ни за какие коврижки не учитесь к автошколе "Онлайн" или ее дочках), и что за руль после этого я так и не села. Наши планы были грандиозными: более 1700 километров за 5 дней! В одного водителя очень тяжело. В феврале я зарегистрировалась в каршерингах, и мы с Сашей наматывали круги по Москве, чтобы у меня появилось хоть сколько-то уверенности. Машину бронировали в Москве через компанию Enterprise. Когда берете машину учитывайте, что второго водителя, а так же посещение стран отличных о той, где вы взяли железного коня, оплачиваются дополнительно. Нам достался новенький Seat Leon, который оказался очень приятным и на дороге показал себя с самой лучшей стороны.
В первый день нас ждал самый долгий переезд до Этреты, поэтому чтобы немного его разгрузить мы добавили в него осмотр Брюсселя. Не смотря на то, что это, в каком-то смысле, столица Европы, на осмотр основных достопримечательностей хватит четырех часов (к сожалению, без Атомиума). Первым местом, куда мы отправились, был Писающий Мальчик. Эта достопримечательность входит в топ-10 самых разочаровывающих. Скульптурка крошечная, стоит за забором и даже не является оригиналом. Она в самом деле не представляет никакого интереса, а вот толпа разъяренных азиатов вокруг нее действительно впечатляет: кровавая драка за фото с фигуркой в пятьдесят сантиметров - это то еще зрелище. Последнее время у меня складывается впечатление, что даже когда я залезу на высокую и забытую Богом гору, то и там меня будет поджидать толпа абсолютно невоспитанных азиатов, следующих за флажком на палочке. Вторым пунктом была Гранд-Плас, где мы немного побродили и полюбовались архитектурой зданий. Площадь выглядит солидно и мощно, и, если честно, понравилась мне в Брюсселе больше всего.
Чем славится Бельгия кроме пива? Конечно, шоколадом и вафлями! Мы собирались попробовать все! Вафли действительно божественные: брали их в разных местах, и везде они были наивкуснейшими, только ради них стоит приехать в Бельгию. Когда вспоминаю о них, у меня слюна прям до пола капает. За шоколадом отправились в заранее выбранный бутик Пьера Марколини в Королевских Галереях: взяли попробовать макарунов, темного шоколада и конфет, и каждый вечер устраивали себе дегустацию. Первыми пробовали макаруны: они были очень свежими и вкусными, но сказать, что в них было что-то из ряда вон выходящее, я не могу. Вторым на очереди был шоколад, для контраста мы взяли в магазине темный Lindt, который обычно кажется мне самым вкусным из представленного на прилавке масс-маркета. Пробуешь шоколад - вроде ничего особенного, но вот Lindt на его фоне выглядит Аленкой. Попробовать настоящий шоколад хоть раз в жизни, наверное, стоит. Самыми вкусными из покупки оказались шоколадные конфеты, но они тоже достаточно своеобразные. В общем от шоколадный бутик достоин посещения хотя бы ради удовлетворения любопытства. А вы знали, что родина картошки фри это Бельгия, а не, как хочется сперва подумать, Франция или Америка? Попробовали картошку на ее "родине". Ну, так себе. Макдональдс, на мой вкус, в этом деле пока номер один.
Покончив с гастрономическими изысками мы отправились к скульптуре Писающей Девочки. Вообще Брюссель как будто помешан на всем писающем, да и пахнет там так же - нечистотами. Приезжая и Индию ты ожидаешь запаха грязных тел и испражнений, но вот от "сердца Европы" ты ждешь чего угодно, но только не этого: куча бомжей, попрошаек и странных личностей, мусор и грязь. У Писающей Девочки нет толпы, да и смотреть там совсем не на что. Последним, что мы посмотрели в Брюсселе, была Гора Искусств, откуда открывается приятная панорама на центр города. За четыре часа мы успели посмотреть основные достопримечательности города, кроме Атомиума, хотя, возможно, что это самое интересное место, но времени на него не хватило. Еще в Брюсселе не просто легализовано искусство граффити, но на него всячески выделяются деньги из городского бюджета, и существуют целые маршруты по самым интересным, жаль, что мы не успели прогуляться по какому-то из них.
Брюссель оставил очень странные впечатления: вроде столица, вроде выглядит мило, но куча попрошаек, мусора и странные запахи не где-то на окраине, а в самом центре города. Приезжать сюда еще раз мне бы не хотелось. Но оставим Брюссель позади, ведь дальше нас ждала долгая дорога до Этреты! Здесь мы с Сашей поменялись, и я повезла нас по скоростным шоссе Европы. Будете брать машину сразу закладывайте статью расходов не только на бензин, но и на платные дороги и парковки - сумма получается значительная. Это был первый раз, когда я получила удовольствие будучи за рулем, только представьте: предзакатное солнце, бескрайние рапсовые поля, дорога вьется до горизонта и чистый кайф! Хотите верьте, хотите нет, но когда водитель ты, ощущения немного другие. В общем мне очень понравилось, это было круто! Правда я забыла накачать музыки, поэтому правило "кто за рулем, того и музыка" не сработало, не удалось мне под Rammstein погонять по немецким автобанам.
В Этрету приехали уже поздним вечером. О, это нереальное чувство, когда ты первый раз вдыхаешь соленый запах моря и слышишь крики чаек! Мурашки по коже! Остановились в отеле La Villa 10: расположение у него классное, есть милый внутренний дворик, очень странные интерьеры номеров, и это был единственный отель, где нас не заставили дополнительно оплатить парковку (специально выбирали отели с парковкой, и везде это не было включено в стоимость).
Следующее утро мы начали по-французски: сели на залитой солнцем площади, пили кофе, ели круассаны и багет. Один из самых любимых этапов путешествия - первый завтрак, это как раз тот момент, когда я начинаю получать максимальное удовольствие: вся суета трудовых будней, сборы и перелеты остались позади, а впереди только свобода! А если первый завтрак еще и такой солнечный, и такой вкусный, то просто хочется начать мурлыкать от удовольствия. Самое интересное в Этрете, на мой взгляд, это меловые скалы, которые тянутся вдоль побережья. Советую начать с левой части и скал д`Авал и Ля Маннпорт, мне они показались намного живописнее правой части. Все дорожки хорошо оборудованы, можно приехать даже с маленькими детьми: коляска не проедет, к сожалению, но и карабкаться по отвесным скалам не прийдется.
Пейзаж просто умопомрачительный: белые скалы, лазурное море, зеленая сочная трава, кричат чайки. Поедете в Этрету - обязательно берите с собой плед и устройте себе пикник! Правда, безветренное местечко прийдется поискать. Описать словами пейзаж невозможно, поэтому могу предложить лишь посмотреть фотографии. На левой части побережья раскинулись поля для гольфа, так что если это ваш любимы спорт, то место просто обязательно должно попасть в список полей, где нужно поиграть. В левую сторону можно так же прогулять до маяка, но у нас, к сожалению, не было столько времени.
После первой части прогулки мы решили немного посидеть на пляже, взяли кофе в старой рыбацкой лодке переделанной под кафе и подставляли свои мордашки весеннему солнышку. Сказать по правде, мы совершили большую ошибку не посмотрев прогноз погоды заранее, если в Москве была жарища, и можно было гулять в маечке, то в Европе было холодно, и настолько холодно, что я искала во всех магазинах шарфы, шапки и перчатки (безуспешно!), а местные жители ходили в пуховиках с мехом. Спасал меня только свитер, который я кинула в рюкзак, прям выходя в аэропорт "на всяких случай".
По окончанию небольшого кофе-брейка мы отправились на прогулку в правую сторону к скале д`Амон, с нее открываются менее живописные виды, но зато здесь есть церквушка Нотр-Дам де ла Гард и памятник двум пилотам Шарлю Нэнжессери и Франсуа Коли, которые первыми пытались совершить беспосадочный перелет из Парижа в Нью-Йорк, памятник - это место, где в последний раз видели их самолет. Не задумывая это специально, мы отправились на д`Амон в период отлива, получилось спуститься до самого низа к дикому пляжу, где обнажилось морское дно, состоящие их маленьких гротиков и бездонных отверстий, заполненные морской водой, острых каменных пиков и замысловатых фигурок. Приятным бонусом стал естественный туннель в скале, ведущий обратно на пляж Этреты: можно почувствовать себя Алисой, падающей в кроличью нору.
После скальной прогулки мы долгое время валялись на прогретой солнцем гальке, слушали море и наблюдали за местными семьями. Самая шокирующая картина: мама в пуховике (напоминаю, что холодно и ветрено!) одевает своего малыша в плавки и отправляет купаться! Самое забавное, что малыш не испытывает никакого дискомфорта на адском ветру в ледяном море, пока его мама зябко кутается на берегу в теплую куртку. Это видимо какой-то вариант закаливания или следование принципу: "Приехал на море - искупаться обязан!"
Приняв солнечные ванны мы отправились на набережную в поисках обеда. Мы никогда не ищем рестораны заранее, а заходим туда, где понравилось (не всегда бывает удачно). Еще я никогда не стою в очереди на вход, мне почему-то проще уйти в другое место, но в Этрете во все кафешки на набережной была очередь, поэтому пришлось стоять. Обедали морепродуктами, попробовали мидии и "рыбу дня", все это под бокал белого вина - просто волшебно! После обеда отправились на небольшую прогулку по самой Этрете. Для любителей культурного отдыха здесь тоже есть, что посмотреть: множество замков, открытых для посещения, более того, вы можете купить себе замок здесь, отреставрировать и водить по нему экскурсии! Городок очень уютный, здесь есть и фахверковые домики, и узкие улочки, вымощенные брусчаткой, и старый рынок, и улица носящая имя писателя Ги де Мопассана. Бродить очень приятно, но Этрера крошечная, и основные достопримечательности можно обойти в течение пары часов. Этрета произвела на меня огромное впечатление, в ней так уютно и спокойно, куда ни бросишь взгляд, везде милота (кроме пары страшных домов-гробов на набережной). Одного дня в Этрете и мало, и, с другой стороны, достаточно. Если вы ищите душевного отдыха, то эта жемчужина Нормандии вам на сто процентов подходит!
Нагулявшись в Этрете мы отправились в Руан. Если честно, то в Руане мне больше всего понравились апартаменты, в которых мы жили: уютная квартирка под крышей фахверкового домика в самом сердце города! Можно сидеть вечером на подоконнике, пить вино, есть багет, купаться в лучах закатного солнца и смотреть за неспешной жизнью горожан, что мы, собственно, и сделали. Если окажитесь в Руане, то я настоятельно советую попробовать пожить именно в этих апартаментах, потому что они, ну, очень крутые.
Большой ошибкой было посещать Руан в один год со Страсбургом, на мой взгляд, города очень похожи: те же фахверковые домики, шикарные готические соборы и ароматные булочные. Конечно, есть и уникальные достопримечательности, например, место сожжения Жанны д'Арк, мост Гюстава Флобера, улица Больших Часов, но в целом было ощущение, что мы все это уже видели. Здесь же попали на соревнование моторных лодок, мероприятие чем-то напоминает Формулу-1, только по воде. Если честно, то ощущения от этого города остались никакие, да, городок прелестный, но почему-то на меня никакого впечатления не произвел.
С утра мы отправились во второе ключевое место путешествия - бельгийский городок Брюгге. Хотели посетить его очень давно, но добраться до него не так просто, аэропорта там нет, поэтому нужно лететь, например, до Брюсселя, а дальше автобусом, машиной или поездом. Обычно гулять по городам мы ездим на выходные, поэтому аэропорт в пункте назначения крайне важен. В этой поездке мы не смогли пропустить Брюгге. Сразу скажу, мы остались в восторге, не буду даже советовать никакие достопримечательности, городом нужно просто наслаждаться. Прости, Прага, но корону "Самого Милого Города Европы" прийдется передать Брюгге.
В Брюгге мы оставались ночевать в отеле Hotel Academie Brugge, а поэтому собирались устроить себе путешествия по одной из главных достопримечательностей Бельгии - пиву. Начали свой тур в пивоварне De Halve Maan Brewery. Каждый раз убеждаюсь, что успех любой экскурсии зависит от экскурсовода, можно заинтересовать кого угодно и чем угодно, если уметь про это рассказывать. Нас встретила харизматичная Марэ, которая и погрузила нас в искусство пивоварения. Каждый раз, когда она говорила слово "Bear", ты понимал насколько можно любить этот напиток. Экскурсия проходит по действующей пивоварне, так что вы будете максимально близки к процессу, а большим бонусом идет потрясающий вид на Брюгге с крыши. Я вообще не большой любитель пива, но тут за два дня я выпила пива больше, чем обычно за год пью. Я люблю сладкое пиво с фруктовыми добавками, одним словом, лимонад или пиво для "девочек". Знаете ли вы, что, например, в Германии пиво должно состоять только их четырех ингредиентов: вода, солод, хмель и дрожжи, туда даже запрещен импорт пива с дополнительными добавками. В Бельгии же пива с добавлением чего только нет: и с вишней, и с малиной, и с черникой, и с кофе (гадость жуткая), и с виноградом, и с ... (продолжите сами, все, что придумаете, там можно найти). Советую брать пиво не в бутылке, а на розлив, а если есть возможность выпить прям на пивоварне, то стоит ею воспользоваться. В конце экскурсии нам предложили светлое нефильтрованное пиво, и даже такой "ценитель" как я был в восторге. По всему городку есть куча магазинчиков-баров, где можно продегустировать пиво, чем мы и заняли потом свой вечер.
Все же давайте вернемся к Брюгге, к потрясающему уютному городку, который является таковым не только в историческом центре, но и в спальных районах, везде выдержана определенная архитектура и стиль, это безумно круто! Город сразу же располагает к себе: красный кирпич, узкие каналы и улочки, сочно-зеленый плющ. В городе множество музеев на любой вкус и цвет. Мы гуляли абсолютно без всякого плана, поверьте, здесь он будет только мешать. Можно начать прогулку с городского парка, где можно покормить лебедей, потом отправляйтесь в центр и гуляйте-гуляйте-гуляйте. Если вдруг вашей мечтой было посмотреть на мельницы, то на окраине исторического центра можно встретить, и даже не одну! На некоторые можно подняться, но только летом. Если на протяжении всей прогулки еще и постоянно трескать вафли, благо они тут на каждом углу, то впечатление будет незабываемое.
Я поняла еще, чем мне нравится Европа: они любят есть на улице! У нас веранды появляются только, когда очень тепло. Есть какая-то романтика в том, чтобы сидеть на улице, лопать мидии и пить вино или пиво, и даже если холодно, тебя укутают в плед и обогреют специальной печкой. К сожалению, никаких особых кулинарных изысков не было обнаружено. Мой проверенный источник очень советовал местечко Cambrinus, туда, к сожалению, только по записи, чем мы не озаботились. Если попадете, то обязательно делитесь впечатлениями!
С утра мы решили отправиться кататься на лодочке, позавтракав, угадайте чем? Правильно, вафлями. Воды в Брюгге много, и проскальзывает сравнение с Венецией, на мой взгляд, так ничего общего. Погода испортилась, пошел дождь, но мы не были бы собой, если бы отказались от намеченного. В лодке с нами оказалась группа школьников, дождь поливал беспощадно, и учительница заставила одного из своих маленьких джентельменов подержать надо мной зонт. Мне было почти шикарно, а вот на Саню стекала вся вода с этого злосчастного зонта. Дождь фактически не дал попрощаться как следует с чудесным городком Брюгге, но я уверена, что мы еще вернемся.
Дальше по плану у нас был парк тюльпанов Кекенхоф, поэтому дождь заставил нас попереживать, но когда мы прибыли в парк, он, как по взмаху волшебной палочки, закончился. Нам даже в какой-то степени повезло с дождем, потому что все цветы были освеженные, и удалось половить блеск солнца в каплях на бутонах. Гуляли мы в парке на удивление долго, больше четырех часов, а все потому что там вкусный воздух, красивые цветы, и, конечно, бесплатный вай-фай! На самом деле мы рассчитывали увидеть бескрайние поля тюльпанов, а нас ждали небольшие клумбы с образцами. К полям нужно ехать на велосипеде, или плыть на лодке, но в этот день мы уже наплавались. На территории парка есть мельница, мини-зоопарк с домашними животными, куча детских площадок, ярмарки, магазины с семенами, и очень невкусные кафе. Мне парк понравился, я однозначно советую его к посещению.
После Кекенхофа мы поехали в Амстердам, заселились в отель Motel One Amsterdam и отправились совершать кутеж. Когда мы только планировали поездку, то я собиралась взять от этого города все: и кексы попробовать, и косяк забить, и в музей проституции сгонять. Угадайте, что из этого мы правда сделали? Ответ: ничего. В самый последний момент, уже находясь в городе, найдя рекомендованный кофешоп, мы зассали. Стоя перед кофешопом мы читали о том, как люди забывали как глотать, о замедлявшемся времени и жутких отходняках. Я придумала миллион причин, почему нам не надо туда идти, начиная от "у меня аллергия", заканчивая "мама будет ругаться" (мама кстати была больше всех возмущена тем, что мы зассали). В конце-концов мы решили, что оно нам не надо и отправились есть.
Раз с легкими наркотиками не вышло, то мы решили оторваться на улице Красных фонарей. Все устроено следующим образом: девочка снимает себе на специальной улице витрину и танцует в ней, показывая "товар", гуляя вы можете выбрать ту, что понравилась больше всего, далее на входе вы договариваетесь о цене (в среднем 50 евро за 20 минут), и если сделка состоялась, то вас уводят в комнату за закрытой дверью. При свете дня все витрины выглядят жутко, знаете, такая гаденькая плитка. Проституция в Амстердаме легализована, каждая девочка платит налоги, имеет страховку и ежегодно проходит медицинские обследования. Отправляясь на улицу Красных фонарей, я ожидала увидеть девушек модельных форм и внешности, но на деле все оказалось не совсем так. В общем, лично мне, приглянулась всего одна-две. Однако мы могли и опоздать, потому что работать все начинает в 22:00, а мы припозднились, и многие кабинки были уже заняты. Прогулявшись по улице, мы решили, что галочку поставить можно, и отправились в отель спать.
Амстердам - город, который меня приятно удивил! Если честно, то вообще не ждала от него чего-то особенного, но мне пришлась по душе его геометричность: рукотворные каналы правильных направлений, улицы с интуитивной навигацией, стройные ряды домов - город очень расположил меня к себе. И Амстердам - это город велосипедов, а это моя мечта! Хочу гонять на работу на велике! С утра мы взяли в отеле велосипеды (обязательно берите с двумя пристежками и страховкой) и отправились покорять город.
В Амстердаме произошла очень странная и неприятная ситуация. Голодные и подмерзшие после вело-прогулки мы устроились в одном милом кафе и готовились насладиться обедом, в этот момент соседний столик покидала пара, и достопочтенная дама подняла с пола мусор и положила его на наш стол с вопросом: "Это Ваше?" Получив отрицательный ответ думаете она его убрала? Как бы ни так! Она просто удалилась, оставив нас в состоянии шока и с мусорной кучей посреди стола. Что это вообще такое было?
Музеев в Амстердаме много, и все они интересные. Мы ходили в Nemo, он классный, но если вы без ребенка, то поиграться и поделать опыты вам не дадут. В большинстве мест, мы стыдливо стояли в сторонке и смотрели, как резвятся чужие дети, пока наконец не решились отжать у детей кубики и построить дамбу. Понравилось, то что часть экспозиции отводится изучению человеческого тела и сексуальному воспитанию, все в очень игровой форме, не пошло и полезно. В городе есть и музей проституции, и музей марихуаны, и пивоварня (это из разряда развлекалова), и музей истории Амстердама, и музей Ван Гога (из серьезного). Все найдут себе что-то по вкусу. Амстердам оставил приятные впечатления, его бы я посоветовала для ухода в отрыв, такой отдых иногда тоже нужен.
Вечером мы отправились в сторону Кельна, откуда нас ждал рейс домой. Во уже второй раз на Германию у нас почти не хватает времени. Доехав до Кельна мы бросили вещи и машину в отеле Novotel Koln City и почти бегом направились к знаменитому собору. К сожалению, он уже был закрыт, а фасад был частично на реставрации, но размеры поражают. После прогулки вокруг собора мы отправились на поиски немецких колбасок и совершенно случайно забрели в ресторан Papa Joe's. Во второй раз убеждаюсь, что немцы одни из самых веселых и открытых ребят. В этом ресторане есть огромная шарманка с куклами, изображающими музыкантов (у куклы-трубача даже щеки двигаются!), в которая играет набор известных немецких песен, а весь бар поет! Из-за соседнего столика к нам сразу полезли знакомиться, парень рассказывал, что он приехал в гости к своим кузинам, и вот они сидят с ним здесь - лучшие кузины на свете! Их столик даже угостил нас какими-то местными снеками. Пиво и колбаски были на высоте. Германия, мы обязательно приедем к тебе с долгим визитом, благодаря Полине у меня есть целый план на Баварию!
Поездка получилась насыщенной и очень классной. Если решитесь на этот маршрут, то смело выкидывайте Руан и оставляйте лишний день для Брюгге или Этреты, а лучше везде оставайтесь на два дня! В моей копилке добавилось впечатлений и новых городов; я от души покаталась за рулем и наелась мидий; лежала в траве на меловых скалах Этреты; съела годовую норму вафель и выпила годовую норму пива; отняла у Праги номинацию "Самого Милого Города Европы" в пользу Брюгге и нашла место, где залечь на дно; поняла, что не хочу пробовать никакие наркотики и не имею ничего против легальной проституции; проехалась на велосипеде по Амстердаму и понюхала все виды тюльпанов. Понравилось ли мне? Да, однозначно!